Легче предупредить…

Религиозная ситуация в Казахстане в целом остается стабильной и достаточно хорошо контролируемой. Активная и системная работа уполномоченных и правоохранительных органов способствует тому, что тенденций к обострению межконфессиональных отношений не отмечается.

Однако с возрастанием в обществе роли религии обнажаются некоторые негативные аспекты религиозной жизни части населения, которые могут проявляться в крайних формах агрессии и радикализма. В частности, увеличивается число граждан, противопоставляющих себя сложившимся в светском обществе устоям, а это создает определенные угрозы в плане безопасности и стабильности государства.

В таких условиях разработку проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» можно считать требованием времени. По сути, он определяет стратегическую линию государства в данной сфере. Его нормы предусматривают, прежде всего, обеспечение прав на свободу совести через достижение баланса общественных и религиозных интересов, профилактику экстремизма и терроризма, а также развитие партнерства и взаимопонимания между государством и религиозными объединениями.

Например, многие дополнения, внесенные в новый закон, призваны обеспечить безопасность и социальное развитие подрастающего поколения. Как отмечают эксперты, именно юные казахстанцы, испытывающие устойчивый интерес к религии, сегодня наиболее подвержены радикальному идеологическому влиянию. Чтобы обезопасить их от этого, в законопроект внесена норма, запрещающая несовершеннолетним посещение религиозных мероприятий без сопровождения одного из родителей или иных законных представителей, а также при возражении второго родителя или законного представителя несовершеннолетнего. Исключение сделано лишь для обучающихся в духовных учебных заведениях.

Необходимо отметить, что похожая законодательная норма уже действует во многих других странах СНГ. К примеру, в России, согласно Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещается вовлекать несовершеннолетних в религиозные объединения и обучать религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Соответственно нельзя распространять религиозную информацию и литературу в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и вообще каким-либо образом навязывать детям те или иные религиозные убеждения.

А в Таджикистане эти вопросы регулируются Законом «Об ответственности родителей за воспитание и обучение детей», согласно которому родители или лица, заменяющие их, по взаимному согласию вправе воспитывать детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. При этом религиозное обучение детей разрешается в возрасте от 7 до 18 лет, в свободное от школы время и строго с согласия родителей.

Еще одна важная норма нового законопроекта касается регулирования вопросов, связанных с получением духовного образования за рубежом. Как известно, основными распространителями деструктивных идей являются граждане, обучавшиеся в иностранных теологических учебных заведениях и попавшие под влияние идеологов радикальных течений. В этой связи законопроектом предусматривается возможность обучения в соответствующих вузах других стран только после получения высшего духовного (религиозного) образования в Казахстане. Исключение составляют обучение за рубежом на основании международного договора (соглашения), а также случаи отсутствия у зарегистрированных религиозных объединений духовных (религиозных) организаций образования в Казахстане.

К слову, подобные запреты прописаны в законодательстве многих стран мира, в том числе европейских. Например, во Франции практика направления граждан в зарубежные учебные заведения за счет государственного бюджета вообще отсутствует. Более того, наличие такого религиозного образования является основанием для того, чтобы французские спецслужбы взяли этих людей на контроль и инициировали проверки на предмет их возможной радикализации либо причастности к террористической деятельности — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сегодня в нашей стране официально зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в рамках законодательства 3693 религиозных объединения, которые представляют 18 конфессий. Они вносят весомый вклад в обеспечение единства и согласия народа, содействуют развитию конструктивных форм государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.

Анализ тех актов терроризма, которые произошли на территории Казахстана в предыдущие годы, показывает, что все они были совершены под прикрытием радикальных религиозных идей. Поэтому необходимо осуществлять эффективную профилактику негативных проявлений, связанных с умышленными действиями, которые направлены на возбуждение социальной, национальной, родовой и религиозной розни, на оскорбление религиозных чувств граждан, а также на выражение радикальных религиозных взглядов во всех видах и формах.

Кроме того, для нейтрализации деятельности идеологов и проповедников деструктивных религиозных течений уполномоченным госорганам следует принимать меры по ограничению распространения экстремистской религиозной идеологии в СМИ, включая интернет-ресурсы.

Данная законотворческая работа позволит продолжить курс на модернизацию государственной политики в этой сфере с целью формирования казахстанской модели взаимодействия государства и религии, основанной на приоритетах светских ценностей и нулевой терпимости к деструктивным религиозным проявлениям.

Диана Есенова

16.09.2019
Количество просмотров: 1056
coronavirusАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиӘділетruh.kz