За годы Независимости многие казахстанцы получили возможность отправлять своих детей на учебу в различные зарубежные вузы. Вместе с тем все мы знаем, что не во всех странах сегодня спокойно. Сегодня родителям и будущим студентам зарубежных вузов важно знать об особенностях религиозной ситуации в различных странах, их историю, культуру и менталитет населения. Важно отметить, что в целом, если в странах Европы и в Америке более или менее спокойно, то в странах арабского мира и Азии ситуация меняется с каждым днем и месяцем, при этом религиозный фактор играет не последнюю роль. К сожалению, мы видим, как в некоторых государствах, в частности на Ближнем Востоке, в последние годы значительно усложнились общественно-политическая и религиозная ситуации, которые в том числе связаны с активизацией там различных религиозных течений, ростом межрелигиозного противостояния, противоборством откровенно экстремистских и террористических организаций. Как показывают и практика, и статистика правоохранительных органов, нерегулируемое получение гражданами страны религиозного образования за рубежом сопряжено с высоким риском попадания молодежи под влияние деструктивных религиозных течений.
Молодые люди, оказавшись за рубежом могут быть подвергнуты чуждому религиозному воздействию в среде проживания и обучения. Как правило, это может произойти через центры изучения различных языков, спонсируемые малоизвестными организациями, различными религиозными ассоциациями и орденами так называемых братств, через посещение культовых сооружений, не охваченных государственным контролем в стране пребывания, а также через получение частных уроков и слушание лекций сомнительных духовных лидеров.
Также следует иметь в виду, что за рубежом некоторые религиозные организации часто прикрываются различными светскими наименованиями. Например, за приглашениями на бесплатные курсы английского или арабского языка, личностного саморазвития, популярной психологии, обучения основам ведения бизнеса, курсами ораторского искусства могут стоять деструктивные организации, вербующие непосвященных иностранцев в свои ряды.
В этом контексте мы бы хотели еще раз призвать казахстанских родителей очень серьезно отнестись к тому, в каких зарубежных религиозных центрах получают образование их дети. Очень важно, чтобы этими вузами не оказались сомнительные и с плохой репутацией учебные заведения. К сожалению, окончив сомнительное учебное заведение выпускники с такими дипломами могут столкнуться с проблемой трудоустройства и остаться без работы. Об этом нужно задумываться сегодня, правильно выбирая вуз.
В этих условиях проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» призван жестко регулировать получение гражданами теологического образования за рубежом, чтобы таким образом очистить ряды казахстанских священнослужителей от псевдопроповедников, а общество — от псевдорелигизных идей.
Данная мера — одна из тех, которую казахстанская общественность поддержала чуть ли не единогласно. Оно и понятно: увлечение наших граждан чужими религиозными традициями начинает выходить за рамки допустимого и приобретать все более опасные формы. Как считают некоторые эксперты, если бы этот процесс взяли под контроль еще лет 20 назад, то многих проблем, связанных с религиозной ориентацией отдельных верующих в нашей стране, можно было бы избежать.
Согласно статистике, около 90 процентов граждан Казахстана относят себя к верующим, из них более 70 — к мусульманам. Но проблема в том, что лишь единицы из них действительно разбираются в тонкостях этой религии и способны отличить истинный ислам от радикальных псевдоучений. Остальные, как правило, плывут по течению и верят тем, кто более красноречив и убедителен. Этим давно и успешно пользуются разного рода вербовщики и псевдопроповедники. Среди последних встречались и наши граждане, которые когда-то беспрепятственно уезжали из страны в поисках бесплатных религиозных знаний, а обратно вместе с дипломами привозили чужие традиции и чужую идеологию.
Впервые необходимость запрета на зарубежное теологическое образование была прописана в Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Она стала своеобразной идеологической основой при подготовке нового законопроекта о религиозной деятельности и религиозных объединениях, который, кстати, прошел серьезнейшую общественную дискуссию.
Сегодня казахстанцам созданы все условия для получения качественного духовного образования. на данном этапе религиозное образование целесообразно получать в казахстанских духовных учебных заведениях. Родители и студенты должны знать, что в Казахстане есть все возможности для получения качественного духовного образования. В частности, в стране работают один университет и девять исламских медресе, православная и католическая духовные семинарии.
Православное образование за рубежом можно получить в духовных семинариях Российской Федерации в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тобольск, Томск и других.
Как компонент светского образования в шести вузах страны ведется подготовка специалистов с религиоведческим образованием: в КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова, университете «Нур-Мубарак», Международном Казахстанско-Турецком университете им. Х. Ясави и Университете иностранных языков и деловой карьеры. Теперь, помимо основных религиозных предметов, в их программу включены еще и светские учебные дисциплины в соответствии с современными требованиями. То есть, выпускники медресе-колледжей с дипломами государственного образца смогут смогут работать не только в системе ДУМК, но в и госучреждениях. Это, конечно же, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.
Важно понимать, что норма законопроекта не лишает казахстанцев возможности учиться в зарубежных религиозных вузах. Все желающие имеют на это право, но при одном условии — базовое высшее духовное образование они должны получить на родине. И только после этого они смогут продолжить обучение в магистратуре или докторантуре в зарубежных вузах, правда, в тех из них, с которыми имеются соответствующие договоренности. К сегодняшнему дню ДУМК подписало соглашения со всемирно известным университетом «Аль-Азхар» (Египет), институтом «Хасеки» (Турция), Ташкентским исламским университетом (Узбекистан), а также с теологическими учебными заведениями России. При наличии рекомендаций ДУМК казахстанцы могут поступить в любой из них. Более того, данные соглашения открывают широкие возможности перед нашими преподавателями, которые смогут проходить там стажировки, повышать квалификацию, обмениваться знаниями.
И конечно следует подчеркнуть, что получение первого теологического образования в Казахстане продиктовано прежде всего необходимостью укрепления и сохранения национального кода до попадания в иную культурную и духовную среду чужого государства. Молодые люди должны понимать, что никакое зарубежное теологическое образование не принесет пользы, если оно противоречит казахстанским традициям и истории. Поэтому родителям вчерашних школьников необходимо делать правильный шаг в выборе духовного образования и помнить, что от полученных ими знаний будет зависеть процветание нашей Родины — Республики Казахстан.
Багдад Муканова
руководитель отдела
управления по делам религий
Количество просмотров: 1121