Умеренного салафизма не бывает

Умеренного салафизма не бывает

Абай-Ақпарат

В Коране слово «джихад» упоминается в 35 местах, но лишь в четырех из них оно использовано для определения войны. Недавно вышла в свет новая книга ученого-теолога, руководителя аппарата Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Кайрата Жолдыбая «Дiн мен дiл» («Религия и национальное сознание»).

Она интересна тем, что автор попытался дать ответы на актуальные вопросы, которые в последнее время возникают в связи с возрастающей во всем мире исламофобией. Религиовед убежден, что террористы и экстремисты, прикрывающиеся знаменем ислама, на самом деле не имеют ничего общего с этой гуманной религией.

— Что вас подтолкнуло написать книгу?

— Начиная с середины 90-х годов, то есть буквально через несколько лет после обретения нашей страной независимости, некоторые молодые люди, отучившись в зарубежных религиозных учебных заведениях сомнительного идеологического направления, приехав на родину, стали критиковать национальное наследие казахского народа — историю, культуру, традиции. В том числе и религиозные традиции, предлагая взамен иное, чуждое нам, казахстанцам, толкование ислама. Например, они распространяли среди верующих такие убеждения, что игра на домбре — это харам (запретное), поклон невестки родным своего мужа — ширк (проявление идолопоклонства), кумыс — харам, а отмечать мавлид (дату рождения пророка), по их мнению, является бидаатом (дурным новшеством, заблуждением)!

Молодые люди, чье сознание за несколько лет «религиозной» учебы за рубежом буквально пропиталось идеологией нетерпимости, неприятия иного мнения, резко отрицательно стали относиться к ханафитскому мазхабу — традиционной религиозной школе, которой веками придерживаются мусульмане Казахстана. «Правдоборцы» совали нос всюду, поучая верующих каждой мелочи, вплоть до того, что проведение ладонями по лицу после дуа (молитвы) — это неправильно, а «те, чьи штанины не укорочены (то есть спадают ниже щиколоток), попадут в ад».

В своей книге «Дiн мен дiл» я постарался дать исчерпывающие ответы именно на такие ошибочные мнения, опираясь на достоверные доказательства из Корана и Сунны, а также на классические источники и труды авторитетных исламских ученых. Надеюсь, мой труд окажется полезным и развеет ложь, которую пытаются посеять лженаставники.

— Будет ли книга переведена на русский язык?

— Она уже переведена и готовится к печати. Более того, планирую написать вторую книгу и затронуть в ней вопросы, которые не вошли в первое издание.

— Насколько верны утверждения о том, что наш западный регион сегодня оказался под влиянием религиозного экстремизма?

— Нет никаких оснований пугать народ и драматизировать ситуацию. В западном регионе радикальные толкования ислама представлены лишь небольшими группами, тем не менее на это, конечно, нельзя закрывать глаза. Соответствующие государственные органы ведут необходимую работу, а имамы и ученые-исламоведы продолжают просветительскую деятельность. Деструктивные внешние силы опасны тем, что, сея разногласия между людьми, они подрывают единство нашего народа. Поэтому так важно призывать верующих уважать других и быть терпимыми, толерантными друг к другу, сеять в жизни только доброе и гуманное. Это и будет надежной «прививкой» от экстремистской политики «разделяй и властвуй».

— В последние годы много говорят о салафизме. Что кроется за этим термином?

— Слово «саляф» означает «прежние поколения». Но кто эти люди? Исламские ученые называли среди них сахабов (мусульман, которые жили во времена пророка Мухаммеда), табиинов (тех, кто видел сахабов) и атбаут-табиинов (тех, кто видел табиинов). Все они и являются «саляфус-салих», то есть «прежними праведными поколениями». Получается, что те, которые сегодня называют себя «саляфами», приравнивают себя к числу этих «прежних поколений», так как они веруют в то, что они придерживаются их праведного пути.

Салафиты (буду придерживаться этого привычного для русскоязычной прессы названия) являются последователями некоторых ученых, таких как Насруддин Альбани (живший в ХХ веке), и выступают против следования мазхабам (традиционным религиозно-правовым школам). Более того, салафиты утверждают, что только их мнение верное и только их путь есть путь пророка. А традиционные четыре мазхаба и две школы акиды (вероучения Ахлю Сунны имама Матуруди и имама Ашари), согласно утверждениям салафитов, являются ошибочными.

Салафитов характеризует буквализм в понимании и толковании источников ислама, которым они ограничиваются, не рассматривая причины и цели, кроющиеся за текстом, достичь которых способен только ученый, знающий правильную методологию и имеющий глубокие знания. Например, они понимают буквально смысл хадиса, в котором говорится, что «опускающему подол ниже щиколоток грозит попадание в ад». Хотя в хадисе говорится только о тех, кто носит такую одежду с высокомерием, кичливо. То есть они не вникают в глубинную суть шариата. Салафиты также не принимают того, что на основе неизменных первостепенных вопросов второстепенные вопросы ислама можно толковать и понимать по-разному — в первую очередь толковать согласно требованиям своего времени, общества. Они также не учитывают «всеохватность» мировоззрения ислама, ищущего точки соприкосновения, общие знаменатели со всеми. Салафиты же, наоборот, отвергают всех, на них не похожих и мыслящих иначе. Таким образом, опасность салафизма заключается в том, что его последователи сеют непонимание и смуту среди верующих.

Из истории ислама знаем, что даже среди первых трех праведных поколений встречались разные мнения и толкования (конечно, только относительно не основополагающих вопросов религии). Неудивительно, что различные мазхабы стали появляться как раз во времена этих первых трех поколений, что доказывает наличие плюрализма мнений в исламе. Поэтому никак нельзя говорить, что взгляды только одного ученого (например, Насруддина Альбани, последователями которого являются салафиты) представляют взгляды первых праведных поколений. Известный сирийский ученый Рамазан аль-Бути написал об этом книгу «Саляфизм — это не мазхаб, а название одного святого периода». То есть салафизм — это всего лишь название определенного периода времени, в котором жили три праведных поколения.

Салафиты утверждают, что каждый мусульманин должен самостоятельно постигать Коран и хадисы, не следуя методикам мазхабов (школ). Так, они ошибочно полагают, что Коран и мазхабы — это различные вещи. Но на самом деле мазхабы являются школами, разъясняющими Коран и Сунну. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что такие ученые, как Ибн Хаджар аль-Аскалани и Бадруддин Айни (жившие в XIV-XV веках), которые наизусть знали сотни тысяч хадисов и написали к ним комментарии (шарх), придерживались одного из четырех существующих мазхабов. А тот факт, что люди, которые сегодня называют себя саляфами, не изучив даже арабского языка, не прочитав хадисов, говорит о том, что они не придерживаются ни одного из мазхабов. Их «идеология» не более чем проявление религиозной неграмотности, узости мышления.

Если бы верующие, которые не обладают углубленными знаниями в исламских науках, не придерживались основанного на Коране и Сунне определенного традиционного мазхаба, то воцарилась бы анархия. И каждый толковал бы Коран и Сунну, исходя из своих интересов. Не зная методологию толкования аятов и хадисов и вынесения богословских решений, мусульманин впал бы в заблуждение и повлек за собой остальных. В таком случае вместо достоверных четырех мазхабов могло бы появиться огромное число ложных школ.

— В последнее время стали говорить об «умеренном салафизме». Возможно ли такое?

— В салафизме есть радикальные течения, которые готовы к вооруженному свержению законной власти только за то, что она не соответствует их «идеологии». И есть те, которые говорят, что «не нужно прибегать к насилию, достаточно широко распространять свои взгляды среди населения и выжидать удобного момента». С точки зрения безопасности и сохранения спокойствия в обществе — обе группы опасны. «Умеренные» безопасны только сегодня. Но в любой момент они могут перерасти в радикальных. Не бывает умеренного или неумеренного салафизма, так как по сути это одна идеология, не приемлющая национальных ценностей и традиций, приверженности мазхабам или другой акиде. Хотя все наши великие личности, такие как Абай, Шакарим, Ыбырай Алтынсарин, Машхур Жусуп, Шади-торе, придерживались ханафитского мазхаба и акиды имама Матуруди. Как может быть «умеренной» идеология, которая утверждает, что наши предки были в заблуждении все эти века? Для салафитов играть на домбре — это харам. Такие традиции, как «ћырћынан шыѕару» (обряды в сороковой день после рождения ребенка), «тџсау кесу» (обряд, связанный с первыми шагами ребенка) и другие они называют бидаат или ширк.

— И еще вопрос о мусульманках, точнее об их одежде. Сегодня на наших улицах часто можно встретить женщин в хиджабах. Думаю, это все-таки влияние традиций арабского Востока, а не казахской национальной культуры…

— Одеваться в соответствии с шариатом — религиозная обязанность каждой мусульманки. Об этом говорится в священной книге Коран (сура «Нур»), и это не является мнением каких-то определенных религиозных течений. Естественно, мы, мусульмане Казахстана, не поддерживаем желания женщин полностью закрывать лицо и одеваться исключительно в черные цвета. Это не является обязательством, возложенным исламом на женщин. Поэтому наши прапрабабушки носили одежду с национальным колоритом и различные женские головные уборы. Например, саукеле (головной убор для незамужних девушек и невест). Были и разные виды кимешек (для замужних женщин разных возрастных групп), украшенные разноцветным красивым национальным орнаментом. Важно отметить, что такие головные уборы не противоречили шариату.

Современные мусульманки желают соблюдать религиозные нормы относительно одежды. Поэтому они и носят одежду арабского и турецкого производства, которая продается в магазинах. Саукеле и кимешек, к сожалению, сегодня можно увидеть только в театрах или музеях. А если они и есть в продаже, то очень дорогие.

— Что делать женщинам, которые хотят жить согласно требованиям ислама?

- В Духовном управлении мусульман Казахстана нашли решение этого вопроса — мы объявили конкурс и пригласили к участию в нем мастеров дизайна и именитые дома моды. Для конкурса продолжают поступать образцы одежд выше наших ожиданий — они соответствуют требованиям шариата и современной эстетике. Пропагандируя такую одежду, думаю, мы решим этот вопрос. Результаты конкурса объявим в середине октября.

Конкурс, уверен, стал единственно верным решением «женского вопроса». Потому что для правоверной мусульманки слово «снимай платок» равносильно призыву не читать намаз. Если категорически запретить ношение платка, то появятся группы недовольных, обиженные на общество. Не следует также забывать, что обиженные молодые люди могут стать легкой добычей для деструктивных сил и последовать за ними. Нельзя допустить этого.

— И последний вопрос — о джихаде, который часто ассоциируют с религиозным экстремизмом. Верно ли это?

— «Джихад» в переводе с арабского означает «упорствовать, бороться, трудиться со всей искренностью и концентрацией для достижения цели или завершения запланированного дела». В Коране слово «джихад» упоминается в 35 местах, но лишь в четырех из них оно использовано для определения войны. Понятие «джихад» довольно обширно, и, к сожалению, многие люди действительно понимают джихад лишь как призыв воевать с оружием в руках. Но такое понимание неверно и ограничивает его смысл. Упорный труд врача для достижения высшей квалификации в своей отрасли, усилия экономиста с целью повышения социального положения людей, качественная преподавательская деятельность учителя — все это относится к джихаду, то есть к работе над собой. Собирание средств по копейкам для строительства мечетей, медресе, помощь нуждающимся — также является правым делом, то есть джихадом. Пророк Мухаммед сказал в одном из хадисов: «Тот, кто работает во благо бедных и вдов, равен тому, кто совершает джихад во имя Аллаха». Безусловно, если Родине грозит опасность, то защищать ее с оружием в руках является фарзом (обязанностью) каждого мусульманина. Но издавать приказ, призывающий к такому джихаду, согласно шариату, имеет право только руководство страны.

Джихад — это в первую очередь работа над собой. Очищение души и сердца от таких качеств, как лень, высокомерие, жадность, корыстолюбие, зависть и ненависть, является джихадом. Воспитывать в себе возвышенные качества характера — тоже джихад. Если человек не победит себя и не встанет на путь совершенства, то как он может помочь в этом другим? Как-то пророк Мухаммед сказал своим сподвижникам, когда они усталые возвращались с битвы: «Мы сейчас возвращаемся от малого джихада к великому джихаду». Сподвижники удивленно спросили, что же такое великий джихад. Пророк ответил: «Это борьба с самим собой, со своими слабостями и недостатками». В другом хадисе пророк сказал: «В день махшара (судный день) будут поставлены на две стороны весов кровь шахида, пролитая на войне, и чернила ученых, потраченные во имя науки. И тогда чернила ученых окажутся тяжелее». Следуя словам пророка, нам сегодня необходимо больше открывать современных учебных заведений, оборудованных по самым высоким стандартам, и стремиться к научным открытиям во благо людей. То есть воспитывать поколения, сердца которых будут наполнены духовными ценностями, а умы — современными знаниями. Это и есть великий джихад для сегодняшних мусульман.

Диас КУСАИНОВ, Алматы

http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7406&Itemid=2

21.10.2019
Количество просмотров: 792
coronavirusАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиӘділетruh.kz