Алексей Ильин, СамГТУ. Член Самарского отделения Евразийского Движения России (ЕДРФ). Текст выступления на научно-практическом круглом столе «Противодействие экстремизму и вызовам стремительно меняющегося мира». 18 февраля 2017 г.
Экстремизм — приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике).
Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарные политические режимы с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия, внешней интервенцией.
Проблемы возникновения религиозного экстремизма
Религиозный экстремизм, как и любое другое явление, — явление неслучайное и имеет свои объективные причины появления и закономерности. Мы придерживаемся той точки зрения, что необходимо бороться не с самим реальным явлением, которое уже есть и наступило, а нужно искоренять даже предпосылки его возникновения. Именно этот подход к борьбе с религиозным экстремизмом имеет большое значение, поскольку понимание причин появления экстремизма обязательно должно предшествовать применению тех или иных методов борьбы как непосредственно с данными причинами, так с самим экстремизмом. Имея это в виду, мы попытались определить причины возникновения религиозного экстремизма. Сразу хочется отметить, что причина возникновения рассматриваемого явления по своей сути является и проблемой поставленного вопроса.
Для начала давайте учтем тот факт, что нет только одного единого изолированного фактора, на котором будет «базироваться» абсолютно любое явление. Религиозный экстремизм — не исключение.
Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть абсолютно разными: религиозными, политическими, социальными и др.
Поскольку человек — существо социальное, изначально корень всей проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, друзьями либо может быть обнаружен при более глубоком анализе в противоречиях между внутренним миром самого экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой. Таких противоречий можно найти очень и очень много. Вполне логично, что такое внешнее и внутреннее «противостояние» рано или поздно заставит человека решить проблемы, прибегая к различным методам, в том числе и религиозному экстремизму.
Теперь перейдем непосредственно к причинам возникновения религиозного экстремизма:
Отсутствие у молодежи полноценного знания о целях и сути самой религии, ее первоисточников.
При этом не важно, что это за религия, — православие, католицизм, ислам, буддизм и т.д. Говорят, что лучше не знать ничего, чем знать это частично. Данное выражение можно полностью отнести и к нашему случаю. Поскольку полное отсутствие религиозного знания и практики приводит к одной форме экстремизма — эгоизму и аморальности, половинчатое, отрывочное знание приводит к противоположному результату — агрессивному радикализму. При этом отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы религии приводит к слепой убежденности в своей правоте, а она, в свою очередь, в союзе с гордыней и тщеславием создает опасную смесь и приводит к бездумному буквализму. Насколько нам известно, основной целью пяти столпов- ритуалов ислама являются воспитание в человеке чувства богоприсутствия и построение на его основе твердого морально-нравственно-идеологического стержня гражданской ответственности, т.е. создание целостной здоровой личности, обеспечение полноценного интеллектуального развития индивидуума и построение конкурент способного общества.
Радикальное (буквалистское) религиозное сознание отвергает саму возможность подобной рациональной расшифровки принципов ислама и приводит к интеллектуальному застою и пассивному традиционализму в среде молодежи. Это в свою очередь создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны различных внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок, спецслужб иностранных государств).
Таким образом, становится видно, что главной причиной религиозного экстремизма являются интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений, как агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм.
Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо прежде всего на интеллектуальном уровне. Фанатизм должен быть дискредитирован на академическом уровне, усилиями ученых гуманитарной и религиозной сфер науки не только при преподавании религии обычным студентам, но и путем долгого и упорного разъяснения этого тем студентам, которые впоследствии будут служить на благо религии.
Проблема воспитания в семье
Все мы знаем, и давно доказано, что человек как личность, индивидуальность формируется с детства. Наибольшее влияние на него оказывают родители. В нашей стране множество неполных или неблагополучных семей. Зачастую в таких семьях отношения между родителями складываются на основе ненависти друг к другу либо к ребенку. Возникают вопросы «Что тогда может взять ребенок от родителей, если изо дня в день он видит одно и тоже, а именно: неприязнь, ненависть, насилие и т.д.?»; «На ком детям срывать такую же ненависть (как и у родителей), если не на тех, кто отличается от них, либо на государстве, которое их не может защитить?» В очень редких случаях дети, когда вырастают, не бывают похожими на своих родителей.
Образование
Образование, т.е. проблема воспитания подрастающего поколения в школе. На уровне подсознания ребенок очень часто воспринимает учителя за некий идеал, на который надо ровняться. И это очень даже хорошо, если бы не было так плохо. Давайте сравним абитуриентов педагогических вузов настоящего времени и, например, конца 1980-х — начала 1990-х гг.
Давайте проанализируем насколько поменялись уровень воспитания, общество, государство, вспомним, как проводили свое свободное время раньше. А сейчас? Мы надеемся, что разницу увидели все. Напоследок такое замечание. Раньше в педагогические вузы шли отличники, медалисты, активисты, спортсмены и просто хорошие ребята, т.е. люди, с которых можно и нужно было брать пример (в большинстве случаев). В наше время мы видим совершенно противоположную ситуацию. В педагогические вузы идут только из-за того, что туда берут всех, туда легко попасть, настолько легко, что в любой сельский техникум поступить порой бывает сложнее. И с кого будущему поколению, т.е. нашим детям, брать тогда пример? С учителей, которые во времена своей молодости не стеснялись применять психическое (а порой и физическое) насилие над своими ровесниками? Да и реформа образования создает нам все больше и больше предпосылок для дальнейшей деградации поколений.
Довольно открытый доступ к информации, касающейся религии и экстремизма, в Интернете.
В широком доступе в Интернете существует множество сайтов, на которых можно легко и просто обнаружить призывы к осуществлению тех или иных экстремистских действий, различные видеоролики пропагандирующего назначения, неправильное толкование всех первоисточников (например, Библия, Коран) и многое другое.
Мы выделили только несколько основных причин возникновения религиозного экстремизма. На самом деле их намного больше. Таким образом, все вышеизложенное говорит нам о том, что борьба с религиозным экстремизмом требует комплексного подхода. При этом не следует забывать, что религиозный экстремизм затрагивает абсолютно все сферы жизни человека. И если наше государство всерьез решит задуматься над проблемой религиозного экстремизма, то нам надо будет быть подготовленными ко всем возможным изменениям в нашей жизни.
Количество просмотров: 739